Фронтовикам и честь и слава!
На их груди сверкают ордена,
Но тыл в победу сил вложил немало.
Фронт трудовой! Была им вся страна!
Анатолий Болутенко
И ТЫЛ БЫЛ ФРОНТОМ
Мобилизация усилий для обеспечения победы в Великой Отечественной войне осуществлялась не только на фронте, но и в экономике, социальной политике, идеологии. Главный политический лозунг партии — «Все для фронта, все для победы!» имел важное практическое значение и совпадал с общей моральной настроенностью советского народа.
Нужды фронта, его успехи и неудачи близко к сердцу принимались тружениками тыла. Вся страна стала единым военным лагерем на основе единства фронта и тыла.
Вместе с воинами приближали победу нашей армии над врагом и жители Тамбовщины.
В области был установлен особый режим рабочего времени рабочих и служащих, который фактически длился до 11 часов, а то и более. Всё городское население в возрасте от 16 до 45 лет было мобилизовано для работы на предприятиях. На селе к работе привлекались дети с 10 лет. Молодёжь и женщины стали главной силой в сельскохозяйственном производстве.
В сложившейся военной обстановке, когда Тамбовская область стала ближайшим тылом фронта, возросло её военно-хозяйственное значение. Продукция промышленности и сельского хозяйства области занимала видное место в экономике страны (эта роль области ещё более увеличилась в связи с потерей в первый период войны многих областей Российской Федерации, всей Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины). Через территорию Тамбовского края передвигалось воинские части, перевозились боевая техника, продовольствие, различные военные и народнохозяйственные грузы.
Важнейшие центры области оказались с осени 1941 года в пределах досягаемости немецкой авиации. Фашистские лётчики стали бомбить Тамбов, Мичуринск, Котовск, крупные железнодорожные узлы. Бомбёжки особенно усилились в период наступления немецко-фашистских войск на Сталинград. Особенно сильным ударам с воздуха подвергались железнодорожные узлы Мичуринск и Кочетовка; враг стремился вывести их из строя и парализовать движение на железнодорожной магистрали, связывающей Центр с Югом и Восток с Западом страны. Однако мужественные действия бойцов противовоздушной обороны и железнодорожников не позволили этого сделать.
Оборонительные рубежи в 1942 году прошли уже по тамбовской земле. Многие тысячи тамбовцев возводили противотанковые рвы и строили рубежи обороны уже на подступах к Тамбову и Мичуринску.
Ярким проявлением патриотизма в годы войны явилось создание отрядов народного ополчения и групп самообороны. Ополченцы обучались строевой, химической и санитарной подготовке.
На всех крупных промышленных предприятиях создавались заводские или фабричные штабы ополчения. Был утверждён командный состав взводов, рот, батальонов, полка народного ополчения.
Военное обучение проходило в условиях, приближенных к боевой обстановке, изучались новые виды оружия, овладевали приёмами ведения боя, обучались строевой, химической и санитарной подготовке.
Просуществовавшее до 1942 года тамбовское народное ополчение не приняло участия в боевых действиях, но многие его бойцы впоследствии были мобилизованы в действующую армию или отбыли на фронт добровольцами.
7 сентября 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление «о всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». В нём указывалось, что каждый гражданин Союза СССР, способный носить оружие, должен быть обучен военному делу, чтобы быть подготовленным с оружием в руках защищать свою Родину.
На базе организаций ОСОАВИАХИМа и Красного Креста осуществлялась подготовка для армии стрелков, пулемётчиков, снайперов, радистов, парашютистов, медсестёр, сандружинниц. В городах и районах, на предприятиях, в учреждениях и колхозах области были оборудованы военно-учебные пункты, где осуществлялась подготовка резервистов. С весны 1943 г. развернулась подготовка военных специалистов в женских подразделениях Всеобуча – стрелков и связистов.
В таких суровых условиях проходила перестройка народного хозяйства области на военный лад.
Промышленные предприятия - фронту
Перед войной предприятия области выпускали широкий ассортимент продукции: химическое оборудование и взрывчатые вещества, запасные части к тракторам и автомобилям, строительный кирпич и черепицу, строительную известь, мебель и алюминиевую посуду, шерстяные ткани, трикотаж, кожаную и резиновую обувь, мясо и колбасные изделия, консервы, масло растительное и животное, сыр, сахар-песок, кондитерские и хлебобулочные изделия (до 170 наименований!), спирт, осуществляли ремонт паровозов и вагонов, сельскохозяйственной техники. На территории области активно велись лесо- и торфоразработки.
Начало войны потребовало быстрой перестройки промышленного производства области - перехода на выпуск военной продукции. Это было сложное и трудное дело, связанное с перестройкой всей производственной деятельности, изготовлением нового оборудования, применением новой технологии, новой организации труда, установлением новой системы кооперирования предприятий.
Требовалось громадное напряжение сил людей, работать надо было лучше, чем в мирное время, выпускать продукции больше, чем до войны, и, не при-останавливая производства, перевести его на выпуск оборонной продукции. Промышленные предприятия Тамбовской области приступили к освоению и выпуску различных видов современного оружия, ремонту боевой техники, производства боеприпасов, обмундирования, обозно-вещевого и инженерного имущества.
С началом войны режим рабочего времени резко изменился. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. на предприятиях вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись очередные и дополнительные отпуска. С первых дней войны рабочий день на тамбовских предприятиях был увеличен до 11-12 часов, достигая порой 14-16 часов. Заводы, фабрики и мастерские перешли на режим работы без выходных.
В определённой мере проблему кадров на производстве в период войны помогла решить созданная в 1940 г. для подготовки квалифицированных рабочих и рабочих массовых профессий система государственных трудовых резервов: сеть ремесленных и железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения, в которых проходили обучение подростки в возрасте 14-16 лет. За годы войны система государственных трудовых резервов подготовила для тамбовских предприятий 18245 специалистов.
Все рабочие и служащие предприятий военной промышленности и обслуживающих её отраслей объявлялись мобилизованными до конца войны, закреплялись за фабриками и заводами, на которых они работали.
Важным источником пополнения рабочей силой было использование женского труда. Женщины и девушки в короткие сроки овладевали профессиями, которые ранее считались мужскими. К весне 1942 года на Тамбовском вагоноремонтном заводе женщин насчитывалось более 30 процентов, на Моршанской суконной фабрике - 63, на Арженской суконной фабрике - 65 процентов.
Уже осенью 1941 года практически вся продукция тамбовских предприятий стала военной.
Тамбовский вагоноремонтный завод выпускал бронепоезда, санитарные и банно-прачечные поезда, мины, завод «Революционный труд» - электродвигатели, боеприпасы, мины, «Комсомолец» - миномёты, авиационные и морские приборы. Одевали Красную Армию суконные фабрики Моршанска в Рассказово. На оборону работало предприятия Котовска, Мичуринска, Кирсанова. Необходимую фронту продукцию давали хлебозаводы, табачные фабрики, сахарные, спиртовые и маслозаводы - все 9 тысяч больших и малых предприятий Тамбовщины.
Задачи обеспечения фронта не могли быть выполнены без высокого осознания патриотического долга, без подлинного трудового героизма.
Поистине всенародным стало соревнование. Оно ускорило развитие военной экономики, позволило использовать колоссальные резервы, заложенные в недрах советского строя. Одной из форм соревнования стало движение двухсотников - рабочих, выполнявших по две нормы: одну за себя, другую за товарища, ушедшего на фронт. Движение двухсотников вскоре переросло в движение многосотников. На изношенном оборудовании, экономя время и материалы, тысячи рабочих выполняли три, четыре, пять, а порой и десять норм.
Резко возросла активность рабочих, их изобретательность, находчивость, инициатива, стремление к сокращению времени обработки деталей, росту производительности труда. Заводу «Комсомолец» поручено выполнить правительственный заказ. Для его выполнения требовалась термическая печь, которой на заводе не было. На проектирование и сооружение печи нужно 6-7 дней. Но тогда заказ не будет выполнен в срок. Мастер инструментального цеха Рубцов с подручными сложил эту печь за три дня, и проблема решилась.
Ассортимент военной продукции крупнейших предприятий области был разнообразен. Так, на заводе «Ревтруд» изготавливались корпуса 122 мм снарядов и снарядов для реактивных установок - «Катюш», ротные 50 мм миномёты, спаренные зенитные установки, автоматы ППШ, гранаты, бутылки с горючей смесью, противотанковые ежи, взрыватели для партизанских мин; ТВРЗ - бронепоезда, санитарные и банно-прачечные поезда, корпуса 82 мм мин; «Комсомольце» - миномёты, авиационные и морские приборы, оборудование для производства пенициллина, осуществлялся ремонт вооружения и боевой техники. Мичуринский паровозоремонтный завод, помимо ремонта и оснащения бронепоездов, осуществлял выпуск аэродромного оборудования. Важное значение для фронта имел выпуск мичуринским заводом им. В.И. Ленина поршневых колец к двигателям внутреннего сгорания. Крупнейшим в прифронтовой полосе производителем взрывчатых веществ являлся завод № 204 в г. Котовске. Одним из ведущих производителей шинельного сукна в стране во время войны была Арженская суконная фабрика в Рассказове, спирта - Новолядинский спиртзавод. Высококачественный песок из тамбовских карьеров в годы войны поступал на Куйбышевский авиационный завод, являясь необходимым компонентом при изготовлении форм для отливки корпусов авиадвигателей".
Тамбовский вагоноремонтный завод, наряду с ремонтом пассажирских вагонов, изготовлял оборудование для санитарных и специальных поездов, строил вагоны-ледники, бронепоезда и производил 120-миллиметровые мины.
Оккупация в короткие сроки наиболее индустриально развитых районов страны лишила отечественную промышленность важнейших источников топлива и сырья. Вместо качественного донецкого угля и южного металла предприятия Тамбовской области вынуждены были осваивать липецкие чугуны и кемеровский кокс, низкокалорийный бурый уголь Подмосковья и, местный торф.
Значительным событием в производственной жизни страны в период войны явилась деятельность комсомольско-молодёжных фронтовых бригад. Для присвоения бригаде статуса фронтовой от её членов требовалось систематическое перевыполнение производственных заданий, умение совмещать разные профессии, бороться за повышение качества изготовленной продукции, экономию сырья и материалов, строго соблюдать дисциплину на производстве и в быту. В Тамбовской области первые две фронтовые бригады возникли в декабре 1941 года на Мичуринском паровозоремонтном заводе. Почин подхватил тамбовский завод «Ревтруд», где уже весной 1942 г. насчитывалось 56, а летом - 66 комсомольско-молодёжных фронтовых бригад. Однако в 1942 г. и даже в 1943 г. соревнование фронтовых бригад на Тамбовщине ещё не приобрело значительных масштабов. Так, в Мичуринске - родине тамбовских фронтовых бригад в 1942 году насчитывалось всего 7, а к концу 1943 г. их число выросло до 15. В Тамбове в начале 1944 года на крупных предприятиях действовало 118 фронтовых бригад.
Движение фронтовых бригад на Тамбовщине и в целом по стране приобрело крупный размах на заключительном этапе войны - в 1944 - 1945 гг. Если к началу 1943 года в Тамбовской области насчитывалось 286 фронтовых бригад, то в середине 1944 года - 439, а в начале 1945 года – 609.
Областную известность получили бригады С. Васильева, В. Попова, М. Борисовой, М. Самородовой, В. Филиппенко (завод «Ревтруд»), Суслиной (Тамбовский механический завод), выполнявшие по 3-6 норм за смену; П. Тимошина, Е. Мандрыкиной, А. Харитоновой (завод № 204), Макарова (завод «Комсомолец»), перевыполнявшие плановые задания в среднем в два раза.
В области стояла острая проблема сокращения поставок топлива. Каменный уголь, мазут и нефть было решено заменить торфом. На территории Тамбовского края располагалось 521 торфяное болото общей площадью 10835 га с запасом торфа 166 млн. 109 тыс. куб. м. Торфяные болота располагались на территории 36 районов. Особенно большие запасы торфа находились недалеко от р. Цна в Горельском лесничестве в болоте Голдым.
Разработка торфяных массивов в области уже велась, но совершенно неудовлетворительно. Вместо 442 тыс. тонн по плану его было заготовлено в 1942 году 341,8 тыс. тонн, на 112,8 тыс. тонн меньше, чем в 1941 году. Потребность же в торфе нарастала. В декабре 1942 года на торфяное топливо были переведены Котовский завод № 204, Арженская и Рассказовская суконные фабрики, два спиртзавод. На торфоразработки было мобилизовано 7250 рабочих из 31 района области. Мобилизации на заготовку торфа были почти ежегодными. Условия заготовки торфа были очень трудными. Приходилось его брать из воды, и в дождь и в снег, без должных условий для обогрева и сушки одежды и обуви, при низкой оплате труда. Интенсивная добыча велась и на торфяных болотах у села Тулиновка. Мало сохранилось документальных сведений о том, что летом 1942 года была проложена узкоколейная железнодорожная ветка (в народе – «узкоколейка»), соединившая торфяные разработки и лесозаготовки в сосновом лесном массиве на правовом берегу Цны с северо-восточными окраинами города Тамбова. Общая протяжённость дороги была 18-20 километров. Практически все работы велись вручную опытными мужчинами с заводов и артелей. Узкоколейка значительно помогла решить вопрос снабжения города Тамбова до конца войны.
В 1943 промышленные предприятия области улучшили свою работу, выполняли и перевыполняли производственные задания. В 1944 году промышленность области добилась наивысших показателей за все годы войны. Выпуск продукции на крупных предприятиях вырос по сравнению с 1942 годом более чем на 142 миллиона рублей. Успешно работал коллектив Тамбовского вагоноремонтного завода. Он ежегодно увеличивал выпуск военной продукции. В январе 1944 года коллектив завода был награждён переходящим Красным Знаменем Государственного комитета обороны.
За успешное выполнение заданий правительства по ремонту подвижного состава, выпуску запасных частей, боеприпасов, вооружения, снаряжения, обмундирования были награждены орденами и медалями большие группы работников заводов «Комсомолец», «Революционный труд», Моршанской суконной фабрики, Мичуринского паровозоремонтного и Тамбовского вагоноремонтного заводов.
Тысячи рабочих, инженерно-технических работников промышленных предприятий Тамбовщины в годы войны были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Вместе с бойцами на фронте труженики промышленных предприятий нашей области ковали победу над врагом.
По железным дорогам войны
Самоотверженно работали тамбовские железнодорожники. Два мощных потока - военные грузы, идущие в западном направлении, и эвакуационные эшелоны, двигавшиеся на восток, встретились летом 1941 года па железнодорожных узлах Тамбовщины. Осенью, вследствие ухудшения положения на фронте, Ленинская железная дорога стала одной из основных транспортных артерий, обеспечивающих Московское направление и Юго-Западной фронт. Решение этих ответственных задач затруднялось недостаточным техническим оснащением железных дорог области, условиями полной затемнённости узлов и частыми налётами вражеской авиации.
Тамбовские железнодорожники сделали все, чтобы не допустить скопления и задержки составов, хотя количество вагонов на станциях в несколько раз превышало норму. Поезда шли с минимальными интервалами.
Для боевых действий в полосе железной дороги предназначались бронепоезда, использовавшиеся для противотанковой обороны крупных железнодорожных узлов, станций, выгрузки войск и других важных железнодорожных объектов. В сентябре 1941 года на Мичуринском паровозоремонтном заводе в рекордно короткие сроки был построен бронепоезд. Его назвали «Мичуринец». Другой такой же бронепоезд «тамбовский рабочий» построили труженики Тамбовского вагоноремонтного завода. «Летучие дьяволы», как называли немцы бронепоезда, курсировали по маршруту «Клин – Калинин – Бологое – Осташково – Торопец», затрудняя продвижение врага к Москве.
Уже к июню 1943 года, о чём писала газета «Тамбовская правда» (1943 г., 18 июня) мощными орудиями бронированных крепостей «Мичуринец» и «Тамбовский рабочий» истреблено свыше 3000 гитлеровских солдат и офицеров, разбито 19 артиллерийских батарей и свыше 50 огневых точек, сбито четыре вражеских самолёта. За доблесть и мужество, проявленные в боях против немецких захватчиков, 57 бойцов и командиров награждены орденами и медалями Советского Союза.
Железная дорога нуждалась в помощи. Не хватало топлива. Уголь заменили дровами, но и их не хватало. Руководителями области было принято решение мобилизовать из сельской местности на период с 1 января по 15 апреля 1943 г. 617 человек для заготовки дров, 294 человека с лошадьми на их вывозку. С 1 по 30 июня мобилизовано 831 человек на заготовку дров и 328 человек с лошадьми на их подвоз. Нужда в такой помощи была настолько велика, что на время выполнения этого задания её участники получали отсрочку от призыва в Советскую армию. Чтобы заинтересовать привлекаемых жителей на эту работу им разрешалось продавать продукты питания по государственным ценам.
Напряжённо и успешно шла работа в паровозных и вагонных депо, отделениях движения и дистанциях пути. Главное внимание было сосредоточено на погрузке оперативных грузов для нужд фронта и народного хозяйства, воинских эшелонов. Воинские, оперативные и наливные поезда пропускались на правах ускоренных и товарных экспрессов.
Большую роль в годы войны играла маленькая и незаметная в мирные годы станции Рада. Она выполняла как общесоюзные, так и внутриобластные задачи. Сколько на ней было сформировано и отправлено воинских соединений и эшелонов, сколько воинских частей прибывало сюда на переформирование - не счесть. На этой станции проходила погрузка торфа для Арженской суконной фабрики, дров для Тамбова, крепёжного леса для Донбасса.
Особенно тяжёлые испытания выпали на долю коллектива железнодорожной узловой станции Кочетовка, которая подвергалась частым бомбёжкам. Только во время одного из налётов фашистской авиации осенью 1942 года железнодорожники узла сумели под разрывы бомб растащить многие составы в безопасные места спасти более 800 вагонов с ценными грузами, имуществом и оборудованием. И так было не раз.
Зимой 1943/44 года, путевое хозяйство поддерживалось в отличном состоянии. Хорошо работали Кирсановская и Тамбовская дистанции пути.
Важное место на железнодорожном транспорте занимают вагонные депо и участки. Тамбовский вагонный участок нормативные планы по ремонту вагонов выполнял на 101-113 %, добился от реставрации запасных частей и бережного отношения к расходуемым материалам экономии в 535 тыс. руб.
Хорошо трудился коллектив Мичуринского отделения движения по оперативному формированию, своевременному отправлению и быстрому продвижению поездов. Оперативные и наливные поезда, как правило, пропускались без задержки, обрабатывались скоростным методом.
Правительство высоко оценило работу тамбовских железнодорожников. Начальнику станции Кочетовка Н.Р. Колобову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства и военного командования были награждены орденами и медалями 76 лучших железнодорожников Тамбовского, Мичуринского и Моршанского отделений Ленинской железной дороги.
Трудовой подвиг села
Огромный вклад в борьбе с фашизмом внесло советское крестьянство и в его числе крестьянство Тамбовщины.
Война, прежде всего, нанесла удар сельскому хозяйству, взяв у него трудоспособных мужчин. В 1939 году мужчин в возрасте от 16 до 60 лет было занято в сельском хозяйстве 115398 человек. В 1942 году их осталось 56,2%, в 1943 году- 43%, в 1944 году – 39%. Всё сельское хозяйство области легло на плечи женщин и подростков.
Колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции передали армии много автомашин, тракторов, лошадей. Нужно было быстро подготовить новые кадры механизаторов взамен ушедших на фронт, обеспечить помощь раненым, эвакуированному населению, принять и разместить сотни тысяч голов скота из районов, которым грозила оккупация.
Уже к концу июля 1941 года в области окончили краткосрочные курсы механизаторов 5 тысяч юношей и девушек. К лету 1944 года было подготовлено 23 тысячи механизаторов - в мирное время столько готовили за ряд лет. На машинах и на должностях от бригадира до председателя колхоза всего в годы войны работало более 50 тысяч женщин.
Колхозники работали не покладая рук. Каждый старался работать за двоих троих. В большинстве колхозов скирдовали и молотили круглые сутки.
Город помогал селу. Летом 1941 года на колхозных полях трудилось около 100 тысяч горожан. Крупные предприятия взяли шефство над МТС, помогая в ремонте сельскохозяйственного инвентаря и поставке запчастей.
Несмотря на все трудности первого военного лета, область получила высокий урожай зерновых. Однако в процессе уборки были допущены потери, достигшие 1/4 урожая - в среднем 3 ц на гектар. Из-за нехватки рабочей силы остались не убранными 150 тыс. га (9 %) зерновых, овощных и технических культур. В результате к марту 1942 г. план хлебопоставок государству в целом по области был выполнен только на 60 %.
План озимого сева в 1941 г. по причине нехватки техники, горючего и кад-ров механизаторов был выполнен лишь на 80 %.
Новые тяжёлые испытания принёс тамбовскому селу 1942 год. Работников становилось все меньше, а объем полевых работ увеличивался. Тамбовщина должна была увеличить площади посевов на 170 тысяч гектаров. В напряжённые периоды полевых работ в порядке мобилизации разрешалось привлекать трудоспособное население городов и сёл, не занятое в промышленности и на транспорте, а также часть служащих, школьников 8-10-х классов, студентов. Увеличение обязательного минимума трудодней для колхозников и членов их семей способствовало росту производительности труда, успешному проведению всех колхозных работ.
«Уберём досрочно военный урожай!», «Хлеб - фронту!», - под такими лозунгами днём и ночью, на лошадях и волах везли хлеб на элеваторы. Люди не жалели себя. По 252 трудодня выработала каждая колхозница в 1942 году - в два раза больше, чем в предыдущем. Получение областью государственной семенной ссуды позволило выполнить план весеннего сева приблизительно на 80 - 90 %. Вместе с тем, план озимого сева был выполнен полностью - засеяли на 122 тыс. га больше, чем в 1941 г.
Всего за 1942 г. колхозы области сдали государству 258 тыс. тонн зерновых, что составило 58 % к уровню 1940 г., и полностью рассчитались по овощепоставкам, сдав продукции на 5,6 тыс. тонн больше прошлого года.
Грандиозные наступательные операции Красной Армии в 1942-1945 годах, неуклонный рост оборонной промышленности требовал от села все больше продукции. Предстояло значительно повысить урожайность, увеличить сдачу государству зерна, картофеля, мяса, молока, шерсти.
Сельскохозяйственная кампания 1943 г. проходила в условиях про-грессирующего кризиса производства. К началу года площади посевов зерновых в колхозах и совхозах Тамбовской области сократились на 177 тыс. га, составив 86 - 87 % довоенных. Во многих районах наблюдалась острая нехватка семян. Обеспеченность колхозов и совхозов семенами составляла 63 %, и только выделение колхозниками из личных запасов на 200 тыс. га семян позволило обойтись незначительной, в сравнении с прошлыми годами, государственной семенной ссудой.
Упорным трудом колхозников, рабочих совхозов и МТС весенний сев 1943 года был завершён в основном успешно. Колхозы засеяли сверх плана в фонд обороны 4715 гектаров, кроме того, 555 гектаров - в фонд помощи освобождённым от немецкой оккупации районам и 976 - в фонд помощи семьям военнослужащих.
В 1943-1944 годах сельское хозяйство области оказалось в более тяжёлом положении, чем в первые годы войны. Сказывались малочисленность и слабость партийных организаций на селе. Была ослаблена помощь МТС колхозам, нарушалась колхозная демократия. Тяжёлым ударом для села было резкое сокращение в начале 1943 года поголовья скота: 30 тысяч лошадей и свиней пало за первые пять месяцев года. Очень выгодными стали рабочие волы. Это был единственный вид скота, поголовье которого постоянно увеличивалось. Неблагоприятные погодные условия перечеркнули надежды на хороший урожай. Выполнить государственный план сдачи хлеба и других продуктов даже ценой героического труда колхозников и присланных им на помощь горожан не удалось.
ЦК партии и правительство оказали большую практическую помощь тамбовцам в преодолении трудностей. На Тамбовщине был создан крупный мотороремонтный завод, открылись ремесленные училища и школы ФЗО для подготовки работников МТС, сюда приехала большая группа специалистов. Колхозы, совхозы, МТС получили запасные части, горючее и другие необходи-мые материалы. Была отсрочена до урожая 1944 года сдача колхозами области значительного количества зерна, план сдачи зерна совхозами уменьшен.
Победы Красной Армии отзывались в тамбовском селе небывалым патриотическим подъёмом, но выполнять планы было все труднее. Всё больше недоставало людей, машин. Производительность труда стала снижаться.
В военные годы уровень эксплуатации колхозного крестьянства достиг чудовищных размеров. Выполнение плана поставок сельскохозяйственной продукции государству требовало нечеловеческих усилий. В период сельскохозяйственных работ рабочий день длился в колхозах с 4-5 часов утра и до 10 вечера. Скирдование, молотьба и вывоз хлеба на заготовительные пункты осуществлялись круглосуточно. Большинство работ выполнялось вручную.
Ликвидация отставания сельского хозяйства области зависела также и от организационно-хозяйственного укрепления колхозов, от конкретной работы руководителей хозяйств и общественных организаций. Была организована постоянно действующая школа председателей колхозов, наведён порядок в оплате труда в колхозах, укомплектованы постоянные полеводческие бригады и звенья. Но во многих хозяйствах положение оставалось тяжёлым, хотя люди работали с неослабевающей энергией. В борьбе за увеличение сбора зерна видное место занимали звенья высокого урожая и молодёжные тракторные бригады. Огромную роль в выполнении плана хлебозаготовок сыграли комсомольско-молодёжные транспортные бригады. На лошадях в волах, часто круглыми сутками юноши и девушки возили хлеб на заготовительные пункты, рассматривая свою работу как боевое задание Родины.
Государственная поддержка помогла тамбовской деревне дотянуть до конца войны. На её заключительном этапе обозначились и некоторые по-ложительные тенденции. На 70 тыс. га увеличились посевные площади весной 1944 г. и ещё на 130 тыс. га - весной 1945 г. Впервые за войну в 1944 г МТС области перевыполнили план весенних тракторных работ, вспахав в 1,5 раза больше, чем в прошлом году - 767 тыс. га или 102 % к плану. Однако в целом весенний сев составил в 1944 г. 84 %, а в 1945 г. -87 % к плану. Гигантских размеров к концу войны достигли колхозные залежи, составив в 1944 г. 771 тыс. га или 60 % довоенных посевных площадей.
Неразрывными узами были связаны между собой фронт и тыл в годы Великой Отечественной войны. Тамбовские колхозники, первыми в стране начавшие массовый сбор средств на строительство вооружения для Красной Армии. В ноябре 1942 года колхозники сельзхозартели «Красный доброволец» Избердеевского района начали сбор денег на создание танковой колонны «Тамбовский колхозник». Подхватив почин, трудящиеся области за две недели собрали 40 миллионов рублей. В 1943-1944 годах на средства тамбовцев были построены эскадрильи боевых самолётов, торпедные катера. 214 миллионов рублей поступило в фонд обороны от населения области в годы войны.
Помощь эвакуированным и беженцам
Железная дорога, проложенная через Тамбов в 1869 году, связала центральные районы страны с Нижней Волгой, Казахстаном и Средней Азией. Средняя Азия у большинства жителей страны в те года имела репутацию сытого, благополучного района, где всегда тепло, а местное население весьма гостеприимно. Руководствуясь этими соображениями, многие жители западных областей страны, когда началась война, устремились в Среднюю Азию. Однако для того чтобы проделать дальний путь, нужно было быть хорошо подготовленным к такому путешествию. Но та ситуация, в которой многие были вынуждены отправляться эвакуацию, не оставляла для подготовки времени. По этой причине для большинства граждан, кто отравился в эвакуацию «самостоятельно» дальний путь был неприемлем. Тамбовская область же на этом маршруте была значительно ближе, чем Средняя Азия. От фронта далеко, да и земля здесь чернозёмная, плодородная. В то же время был и второй поток эвакуированных граждан, которые отправлялись в эвакуацию организованно со своими предприятиями и организациями.
Для эвакуированных уже с момента их прибытия за счёт средств райисполкомов организовывалось питание, медицинская помощь, возможность трудоустройства. Местные власти создали полную готовность к учёту и направлению на работу по специальности, в первую очередь, на свободные места врачей, специалистов сельского хозяйства, педагогов, а не имеющих специальности направляли на полевые работы в колхозы и совхозы.
Первый «эвакопункт» в Тамбове находился вблизи вокзала. Основываясь на некоторые факты, считается, что это было здание «Знамя труда». Для приёма беженцев был выделен штат, развёрнута работа пищеблока и медпункта.
Настоящим подвигом людей тамбовского тыла стало сохранение жизни и здоровья десяткам тысяч детей-детдомовцев, эвакуированных в нашу область. Их направляли в детские дома, Дома матери и ребёнка на патронажное воспитание. К декабрю 1941 г. было размещено более 60 детских учреждений, эвакуированных из Могилевской, Смоленской, Курской и Московской областей. В них насчитывалось около 5 тыс. воспитанников, для некоторых из них Тамбовщина на всю оставшуюся жизнь стала второй родиной.
В октябре 1942 года в Тамбове открылась столовая для школьников. 350 детей фронтовиков, многодетных матерей и эвакуированных ежедневно получали обед из двух горячих блюд.
Именно «беженцы» (так их вскоре начали называть) стали для тамбовчан первыми вестниками реальных событий, происходивших на фронте. От них большинство местных жителей черпало информацию, которая соответствовала действительности и, о которой ничего не сообщалось ни по радио, ни в газетах.
Осознавая важность политики разъяснительной работы, руководство области выделило агитаторов и пропагандистов, перед которыми ставилась задача сбора информации о настроениях и запросах эвакуированных. Подтверждением тому является следующая запись, приведённая в докладной записке, представленной 28 июля 1941 года заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Тамбовского обкома ВКП(б) Л. И. Аверхом первому секретарю обкома ВКП(б) Н. А. Логинову: «В Тамбовском районе с эвакуированными не проводилась никакая агитмассовая работа: их ни разу не собирали, газет они не читают, многие вообще плохо осведомлены о происходящих событиях. Такое отношение к развёртыванию агитмассовой работы нетерпимо вообще, оно нетерпимо тем более сейчас, потому что среди эвакуированных имеют место ложные слухи, паникёрство и даже явно вражеские вылазки».
Опираясь на постановление СНК СССР от 5 июля 1941 года за № 1825-818 сс, руководители области cчитали, что во второй половине июля в Тамбовской области должны были найти приют (а трудоспособные - место работы) не менее 80-ти тысяч людей, эвакуированных из западных районов страны. В связи с этим 7 июля было подготовлено инструктивное письмо Тамбовского обкома ВКП(б) и облисполкома по учёту и трудоустройству эвакуированных лиц. Этот документ распределял предполагаемое число эвакуированных граждан по районам области. Тамбов в нём отмечен не был. Более того, решением облисполкома от 17 июля в пункте 6 категорически запрещалось направлять эвакуированных в Тамбов и другие районы области без предварительного согласования с облисполкомом. Видимо были основания считать, что слишком много окажется среди беженцев желающих остаться в областном центре. О том, насколько эти предположения были обоснованы свидетельствует факт, отмеченный в докладной записке первого секретаря Тамбовского горкома ВКП(б) Е.Д. Травина, направленной в обком партии. Эта записка была подготовлена не ранее 23 июля 1941 года. В ней указывалось, что по данным милиции на этот день в Тамбове «прописано на место жительства граждан, эвакуированных из прифронтовой полосы, всего 5768 человек». Там же указывалось, что около 700 семей эвакуированных граждан получили ордера на вселение и очень много семей «устраиваются сами путём частного снятия квартир».
Только в 1941-1942 годах Тамбовская земля приняла до 300 тысяч человек беженцев и эвакуированных из западных областей СССР, главным образом женщин, детей, стариков. Местные жители делились с ними, чем могли: жильём, питанием, работой.
Бессмертные подвиги тамбовцев на фронтах, самоотверженный труд в тылу были частью общей победы советского народа в великой битве против фашизма и одновременно залогом будущих успехов страны.
Литература
Белоусов, М. В. Кочетовка в огне : станция Кочетовка в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. / М. В. Белоусов. - Тамбов : ТПС, 2015. - 207 с. : ил.
Бредихин, В. Е. Промышленность Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны // Труды кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета : сб. научных ст. Вып. 5 / СПб. гос. политехн. ун-т, Тамб. гос. техн. ун-т ; ред. А. А. Слезин. - СПб. : Нестор, 2007. – С. 144-156.
Вспоминая минувшие дни : о труде и ратных подвигах работников завода "Комсомолец" в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов / отв. за вып. Н. С. Артемов ; авт. текста В. Е. Мамонтов. – Тамбов : Типография АО «Комсомолец», 1995. – 105 с.
Горелов, А. А. Шли годы... : хронология дат и событий связанных с городом Тамбовом, за период с июня 1941 по декабрь 1942 годов / А. А. Горелов, И. В. Жмаев, Ю. К. Щукин. - Тамбов : Студия печати Галины Золотовой, 2017. - 307 с. : ил.
Громаков, Н. А. Всё для фронта, всё для победы // Рождённый в грозном 41-м : (страницы истории). - Тамбов : Март, 2001. – С. 11-20. – К 60-летию ОАО «Тамбовгальванотехника».
Дьчков, Л. Г. Военный и трудовой вклад Тамбовской области в достижении победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 // Солдаты Победы / Л. Г. Дьячков, Н. Логинов. - Тамбов : Тамб. Гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 1995. – С. 8-16.
Измайлов, Л. Г. Всё для фронта // Краснознамённый вагоноремонтный : история Тамбовского ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтного завода (1899-1996 годы) / Л. Г. Измайлов. - Тамбов : Пролетарский светоч, 1996. – С. 45-57.
Канищев, В. Ближний тыл Советского Союза в 1941-1943 гг. : (на материалах Рязанской и Тамбовской области) / В. В. Канищев // Война и люди: "мы" и "они" на изломе Второй мировой: сб. науч. ст. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; В. Л. Дьячков (отв. ред.) [и др.]. - Тамбов : Изд-во "ТГУ", 2016. – С. 182-195.
Коньшина, Ю. Ю. Помощь Тамбовской области блокадному Ленинграду / Ю. Ю. Коньшина // Тамбовские даты, 2014 год: библиогр. календарь-справочник / Тамб. обл. унив. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Гос. архив Тамбовской обл. ; сост. Н. Н. Трусова и [др.]. - Тамбов : Мичуринск, 2013. – С. 114-118.
Кулаков, В. И. Идёт война народная // На берегу Цны : история Тамбовского Трудового Красного Знамени опытного завода "Комсомолец" / В. И. Кулаков, П. А. Никольский. - Тамбов : Тамб. обл. пед. о-во, 1992. – С. 37-62.
Тамбов в годы Великой Отечественной войны [Текст] / Администрация города Тамбова ; сост.: В. Л. Дьячков, Л. В. Литовкина. - Тамбов : Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. - 56 с. : фот.
Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : сб. документов : в 2 т. / Упр. культуры и архив. дела Тамб. обл. ; отв. ред. В. Л. Дьячков, И. И. Муравьёва. – Тамбов : Пролетарский светоч. – Т. 2. – 2008. – С. 453-503.
Тыл – фронту // Великая Отечественная война в воспоминаниях мичуринцев / Упр. по развитию культуры и спорта администрации города Мичуринска, Центр. гор. б-ка ; авт.-сост. Л. И. Богословская [и др.]. ; ред. М. В. Белоусов. – Тамбов : Тамбовполиграфиздат, 2005. – С. 160-211.