Портфолио в современной школе
В современной школе особое
внимание уделяется проблеме оценивания учебных достижений учащихся. Активно
обсуждаются возможности замены отметок другими формами оценок. В начальной
школе таким подходом стало безотметочное оценивание,
в старшей школе в дополнение к существующей отметке - стала популярная в
зарубежных школах и всё чаще встречающаяся в российских школах технология портфолио ученика.
Портфолио (портфель достижений) – это
коллекция различных материалов, которые могут показывать достижения школьника в
самых разных областях.
Тема портфолио занимает в
последнее время важное место в образовательных дискуссиях. В настоящее время
разрабатываются различные типы портфолио,
различающиеся между собой как по целям, которые они себе ставят, так и по
способам работы с ними.
Сложившийся опыт
показывает, что портфолио является популярной и
востребованной педагогической технологией. Модели портфолио
разнообразны, достаточно гибки и функциональны. Они работают на разных
этапах образования и в учебных учреждениях различного типа.
В данном
пособии освещается литература, в которой обобщается зарубежный опыт и
российская практика технологий создания портфолио как
школьника, так и учителя. Вся литература, представленная в пособии
находится в фондах ЦБС г. Тамбова.
Загвоздкин, В. К. Портфолио в учебном процессе [Текст] / В. К. Загвоздкин // Вопр. образования.
– 2004. – №2. – С. 251 – 259. (ЦГБ)
Статья знакомит с краткой историей идеи портфолио
в обучении. Рассматривается портфолио как
альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся. Даются рекомендации
для отбора документов в портфолио. Приводится
перечень пунктов, над которыми надо подумать, прежде чем приступать к работе
над портфолио. Эти указания могут быть
полезными учителю, который захочет работать с портфолио.
Ему придётся работать больше, но его работа будет интереснее, его ученики
станут более самостоятельными и их достижения – более зримыми.
Никитина, С. И. Портфолио по информатике [Текст]
/ С. И. Никитина // Информатика и образование. – 2008. – №6. – С. 29 – 34. (ЦГБ)
В данной статье предлагается один из способов усовершенствования
существующей системы контроля и оценивания результатов обучения информатике –
её дополнение – портфолио по информатике ученика. Портфолио ученика позволит более полно отразить учебные
достижения школьников по информатике, углубить реализацию всех функций
педагогического контроля, перенести педагогическое ударение с оценки на
самооценку.
Новикова, Т. Портфолио в российской школе
[Текст] / Т. Новикова, А. Прутченков, М. Пинская // Нар. образование.
– 2005. – №1. – С. 84 – 97.
(ЦГБ, фил. №16)
Авторы, члены рабочей группы по введению профильного обучения при
Министерстве образования и науки РФ, опираясь на сложившийся опыт,
рассматривают перспективы и проблемы использования технологий создания и работы
с портфолио в школах. В статье анализируется
проведённый эксперимент по внедрению технологии портфолио.
Приводятся несколько вариантов портфолио, которые
используются в регионах, включённых в эксперимент: модель портфолио
выпускника основной школы Кемеровской области; модель портфолио
выпускника основной школы Калининградской области; использование портфолио при наборе в профильные классы в Якутии. Приводятся
основные итоги мониторинга. С учётом опыта проведённого эксперимента
сформулированы рекомендации по использованию моделей портфолио.
Новикова, Т. Зарубежный опыт использования портфолио
[Текст] / Т. Новикова, А. Прутченков, Е. Федотова //
Нар. образование. – 2005. –№
9. –
С. 151 – 154. (ЦГБ, фил. №16)
В зарубежной педагогической практике разработан ряд моделей портфолио. В статье рассматриваются основные общие
принципы, лежащие в основе этих моделей. Также рассматриваются типы портфолио, которые чаще всего используются в зарубежной
школе: портфолио документации; портфолио
процесса; портфолио показательный; оценочный портфолио. Приводятся основные подходы к оцениванию портфолио, существующие за рубежом.
Новикова, Т. Оценивание с помощью портфолио
[Текст] / Т. Новикова // Нар. образование.
– 2006. – №7. – С. 137 – 141. (ЦГБ)
Автор статьи вновь обращается к зарубежному опыту разработки и
использования портфолио. Существует множество
различных видов портфолио, каждый из которых может
служить одной или более целям в качестве части или целой оценочной школьной
программы. Рассматриваются стадии развития портфолио;
использование портфолио при оценивании; приводится
несколько примеров зарубежной практики оценки с помощью портфолио.
Новикова, Т. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся старшей профильной школы [Текст] / Т.
Новикова, М. Пинская, А. Прутченков
// Нар. образование. – 2007.
– №2. – С. 175. – 183. (ЦГБ)
Методические разработки предлагаются учителям и другим специалистам,
осуществляющим педагогическое сопровождение работы с портфолио,
родителям, желающим помочь своему ребёнку собрать собственный
портфолио. Они позволят школьникам и педагогам
избежать характерных и распространенных ошибок в понимании смысла и содержания портфолио. Методические рекомендации – расширенный вариант
рабочих тетрадей для начинающих работу с портфолио.
Статья отвечает на вопросы: что такое портфолио?
Что школьник должен включить в свой портфель учебных достижений? Как написать
самоотчёт или личную презентацию? Как составить первое резюме? Приводятся
примеры самоотчёта и резюме.
Новикова, Т. Портфолио учащихся в профильном
обучении: философия, структура, методика работы [Текст] / Т. Новикова, А. Прутченков, М. Пинская // Нар. образование. – 2007. – №1. –
С.170 – 179. (ЦГБ)
В статье рассматривается
необходимость работы с портфолио в 10 – 11 классах;
возможный вариант использования портфолио выпускника
(профильного портфолио) вузами; организация работы с портфолио. Даны рекомендации для уровня
общеобразовательного учреждения по введению и использованию моделей портфеля
учебных достижений. Одной из важнейших задач организации работы по введению и
использованию портфолио является подготовка и
проведение мониторинга. В статье освещаются подходы и рекомендации к
организации мониторинга моделей портфолио.
Новикова, Т. Г. Портфолио в зарубежной
образовательной практике / Т. Г. Новикова [и др.] // Вопр.
образования. – 2004. – №3. – С. 201 – 239. (ЦГБ)
В статье рассматриваются цели и сущность портфолио;
модели портфолио и их оценивание в зарубежных странах.Рассматривается модель портфолио в форме выпускного проекта. Приводятся
электронные модели портфолио. Рассматривается
концепция портфолио и паспорта карьеры как
ответ на необходимость подготовки учащихся к реалиям нового мира занятости.
Приводится пример разработки и внедрения в учебный процесс профильных школ и
профессиональных учебных заведений методического комплекса «Портфолио
карьеры», включающий в себя рабочую тетрадь, руководство для учителя, другие
вспомогательные материалы.
Портфель ученика [Текст] // Новые педагогические
и информационные технологии в системе образования: учеб.
пособие / Е. С. Полат [и
др.]; под. ред. Е.С. Полат. – М. :
Академия, 2002. – Гл. 3, занятие 12. -
С. 123 – 132. (ЦГБ)
Данная глава пособия знакомит с понятием «Портфель ученика» как
одной из педагогических технологий; с содержанием такого «Портфеля» и
технологией его накопления. Приводится пример портфеля по математике ученика
США. Такой «Портфель» призван полностью отражать
работу ученика в области курса математики. Он должен включать в себя различного
рода задания, проекты, доклады, письменные работы; показывать успехи ученика в
области математики, его отношение к математике, понимание этого предмета; а
также его способности к дальнейшему продвижению в этой области.
Панюкова, С. В. Электронный портфолио ученика
[Текст] / С. В. Панюкова, Н. Е. Есенина // Информатика и образование. –
2007. – №2. – с. 85 – 86. (ЦГБ,
фил.№16)
Портфолио ныне широко
применяется в зарубежной образовательной практике. Все новые страны включают портфолио в свои образовательные системы. Общей тенденцией
стало появление новых форм портфолио, основанных на
применении современных информационных технологий («электронный
портфолио»).
В статье используются теоретические и практические результаты
исследований учёных Великобритании в области развития национальной
образовательной стратегии на базе средств ИКТ (информационно-коммуникационных
технологий). Рассматриваются примеры использования е-портфолио
в образовательном процессе Великобритании.
Пронина, Л. Портфолио
учителя [Текст] / Л. Пронина // Воспитание шк. – 2009. - №4 – С. 15 – 20. (ЦГБ, ЦДБ, фил.№2, 8, 9, 10, 12, 13)
Владение учителем информационными компьютерными технологиями
– одно из условий формирования его электронного портфолио.
Работа, несомненно, на первых порах трудоёмкая, но её целесообразность, как
показывает опыт, оправдана, тем более, что современный
учитель в условиях всеобщей компьютеризации школ просто обязан в этом вопросе
если не быть на шаг впереди, то хотя бы идти с ними в ногу. В статье
даются рекомендации по составлению
электронного портфолио учителя: какие же
папки (файлы) должны в него входить, каков регламент содержимого, какова
структура количественных и качественных показателей?
Прутченков, А. Портфолио:
типичные ошибки и затруднения [Текст] / А. Прутченков,
Т. Новикова, М. Пинская // Нар.
образование. – 2005. – №2. – С. 71 – 80. (ЦГБ,
фил.№16)
Полученные данные проведённого мониторинга и дополнительная информация
из экспериментальных регионов побудили авторов проанализировать
практический опыт: систематизировать ошибки, которые невольно допускают в
отдельных школах, помочь избежать трудностей, с которыми уже столкнулись
педагогические коллективы и семьи школьников. Приводится несколько групп
ошибок, даются рекомендации по избежанию возможных сбоев при использовании технологии портфолио, например:
1) иногда родители и педагоги при оформлении портфолио
ученика включают в него материалы без учёта мнения самого ребёнка;
2) сбор материалов вместо ученика, «по его поручению»;
3) формализм и соревнование при сборе материалов и другие
Условные обозначения:
ЦГБ – Центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской
ЦДБ – Центральная детская библиотека им. С.Я. Маршака
фил – – библиотеки - филиалы г. Тамбова