Портфолио в современной школе

 

В современной школе особое внимание уделяется проблеме оценивания учебных достижений учащихся. Активно обсуждаются возможности замены отметок другими формами оценок. В начальной школе таким подходом стало безотметочное оценивание, в старшей школе в дополнение к существующей отметке -  стала популярная в зарубежных школах и всё чаще встречающаяся в российских школах технология портфолио ученика.

Портфолио (портфель достижений) – это коллекция различных материалов, которые могут показывать достижения школьника в самых разных областях.

Тема портфолио занимает в последнее время важное место в образовательных дискуссиях. В настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, которые они себе ставят, так и по способам работы с ними.

Сложившийся опыт показывает, что портфолио является популярной и востребованной педагогической технологией. Модели портфолио разнообразны, достаточно гибки и функциональны.  Они работают на разных этапах образования и в учебных учреждениях различного типа. 

В данном пособии освещается литература, в которой  обобщается зарубежный опыт и российская практика технологий создания портфолио как школьника, так и учителя. Вся литература, представленная в пособии находится в фондах ЦБС г. Тамбова.

  


Загвоздкин, В. К. Портфолио в учебном процессе [Текст] / В. К. Загвоздкин // Вопр. образования. – 2004. – №2. – С. 251 – 259. (ЦГБ)

Статья знакомит с краткой историей идеи портфолио в обучении. Рассматривается портфолио как альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся. Даются рекомендации для отбора документов в портфолио. Приводится перечень пунктов, над которыми надо подумать, прежде чем приступать к работе над портфолио.  Эти указания могут быть полезными учителю, который захочет работать с портфолио. Ему придётся работать больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения – более зримыми.

 

Никитина, С. И. Портфолио по информатике [Текст] / С. И. Никитина // Информатика и образование. – 2008. – №6. – С. 29 – 34. (ЦГБ)

В данной статье предлагается один из способов усовершенствования существующей системы контроля и оценивания результатов обучения информатике – её дополнение – портфолио по информатике ученика. Портфолио ученика позволит более полно отразить учебные достижения школьников по информатике, углубить реализацию всех функций педагогического контроля, перенести педагогическое ударение с оценки на самооценку.

 

Новикова, Т. Портфолио в российской школе [Текст] / Т. Новикова, А. Прутченков, М. Пинская // Нар. образование. – 2005. – №1. – С. 84 – 97.

(ЦГБ, фил. №16)

Авторы, члены рабочей группы по введению профильного обучения при Министерстве образования и науки РФ, опираясь на сложившийся опыт, рассматривают перспективы и проблемы использования технологий создания и работы с портфолио в школах. В статье анализируется проведённый эксперимент по внедрению технологии портфолио. Приводятся несколько вариантов портфолио, которые используются в регионах, включённых в эксперимент: модель портфолио выпускника основной школы Кемеровской области; модель портфолио выпускника основной школы Калининградской области; использование портфолио при наборе в профильные классы в Якутии. Приводятся основные итоги мониторинга. С учётом опыта проведённого эксперимента сформулированы рекомендации по использованию моделей  портфолио.

 

Новикова, Т. Зарубежный опыт использования портфолио [Текст] / Т. Новикова, А. Прутченков, Е. Федотова // Нар. образование. – 2005. –№ 9. –

С. 151 – 154. (ЦГБ, фил. №16)

В зарубежной педагогической  практике разработан ряд моделей портфолио. В статье рассматриваются основные общие принципы, лежащие в основе этих моделей. Также рассматриваются типы портфолио, которые чаще всего используются в зарубежной школе: портфолио документации; портфолио процесса; портфолио показательный;  оценочный портфолио.  Приводятся основные подходы к оцениванию портфолио, существующие за рубежом.

 

Новикова, Т. Оценивание с помощью портфолио [Текст] / Т. Новикова // Нар. образование. – 2006. – №7. – С. 137 – 141. (ЦГБ)

Автор статьи вновь обращается к зарубежному опыту разработки и использования портфолио. Существует множество различных видов портфолио, каждый из которых может служить одной или более целям в качестве части или целой оценочной школьной программы. Рассматриваются стадии развития портфолио; использование портфолио при оценивании; приводится несколько примеров зарубежной практики оценки с помощью портфолио.

 

Новикова, Т. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся старшей профильной школы [Текст] / Т. Новикова, М. Пинская, А. Прутченков // Нар. образование. – 2007. – №2. – С. 175. – 183.  (ЦГБ) 

Методические разработки предлагаются учителям и другим специалистам, осуществляющим педагогическое сопровождение работы с портфолио, родителям, желающим помочь  своему ребёнку собрать собственный портфолио. Они позволят школьникам и педагогам избежать характерных и распространенных ошибок в понимании смысла и содержания портфолио. Методические рекомендации – расширенный вариант рабочих тетрадей для начинающих работу с портфолио.

Статья отвечает на вопросы: что такое портфолио? Что школьник должен включить в свой портфель учебных достижений? Как написать самоотчёт или личную презентацию? Как составить первое резюме? Приводятся примеры самоотчёта и  резюме.

 

Новикова, Т. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы [Текст] / Т. Новикова, А. Прутченков, М. Пинская // Нар. образование. – 2007. – №1. – С.170 – 179. (ЦГБ)

 В статье рассматривается необходимость работы с портфолио в 10 – 11 классах; возможный вариант использования портфолио выпускника (профильного портфолио) вузами; организация работы с портфолио. Даны рекомендации для уровня общеобразовательного учреждения по введению и использованию моделей портфеля учебных достижений. Одной из важнейших задач организации работы по введению и использованию портфолио является подготовка и проведение мониторинга. В статье освещаются подходы и рекомендации к организации мониторинга моделей портфолио.

 

Новикова, Т. Г. Портфолио в зарубежной образовательной практике / Т. Г. Новикова [и др.] // Вопр. образования. – 2004. – №3. – С. 201 – 239. (ЦГБ)

В статье рассматриваются цели и сущность портфолио; модели портфолио и их оценивание в зарубежных странахассматривается модель портфолио в форме выпускного проекта. Приводятся электронные модели портфолио. Рассматривается концепция портфолио и паспорта  карьеры как ответ на необходимость подготовки учащихся к реалиям нового мира занятости. Приводится пример разработки и внедрения в учебный процесс профильных школ и профессиональных учебных заведений методического комплекса «Портфолио карьеры», включающий в себя рабочую тетрадь, руководство для учителя, другие вспомогательные материалы.

 

Портфель ученика [Текст] // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат [и др.]; под. ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2002. – Гл. 3, занятие 12. -  С. 123 – 132.   (ЦГБ)

Данная глава пособия знакомит с понятием  «Портфель ученика» как одной из педагогических технологий; с содержанием такого «Портфеля» и технологией его накопления. Приводится пример портфеля по математике ученика США. Такой «Портфель» призван полностью отражать работу ученика в области курса математики. Он должен включать в себя различного рода задания, проекты, доклады, письменные работы; показывать успехи ученика в области математики, его отношение к математике, понимание этого предмета; а также его способности к дальнейшему продвижению в этой области.

 

Панюкова, С. В. Электронный портфолио ученика [Текст] / С. В. Панюкова, Н. Е. Есенина //  Информатика и образование. – 2007. – №2. – с. 85 – 86. (ЦГБ, фил.№16)

Портфолио ныне широко применяется в зарубежной образовательной практике. Все новые страны включают портфолио в свои образовательные системы. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий («электронный портфолио»).

В статье используются теоретические и практические результаты исследований учёных Великобритании в области развития национальной образовательной стратегии на базе средств ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Рассматриваются примеры использования е-портфолио в образовательном процессе Великобритании.

 

Пронина, Л. Портфолио учителя [Текст] / Л. Пронина // Воспитание шк. – 2009. - №4 – С. 15 – 20. (ЦГБ, ЦДБ, фил.№2, 8, 9, 10, 12, 13)

Владение учителем информационными компьютерными технологиями – одно из условий формирования его электронного портфолио. Работа, несомненно, на первых порах трудоёмкая, но её целесообразность, как показывает опыт, оправдана, тем более, что современный учитель в условиях всеобщей компьютеризации школ просто обязан в этом вопросе если не быть на шаг впереди, то хотя бы идти с ними в ногу. В статье даются  рекомендации по составлению электронного портфолио  учителя: какие же папки (файлы) должны в него входить, каков регламент содержимого, какова структура количественных и качественных показателей?

 

Прутченков, А. Портфолио: типичные ошибки и затруднения [Текст] / А. Прутченков, Т. Новикова, М. Пинская // Нар. образование. – 2005. – №2. – С. 71 – 80.  (ЦГБ, фил.№16)

Полученные данные проведённого мониторинга и дополнительная информация из экспериментальных  регионов побудили авторов проанализировать практический опыт: систематизировать ошибки, которые невольно допускают в отдельных школах, помочь избежать трудностей, с которыми уже столкнулись педагогические коллективы и семьи школьников. Приводится несколько групп ошибок, даются рекомендации по избежанию  возможных сбоев при использовании технологии портфолио, например:

1) иногда родители и педагоги при оформлении портфолио ученика включают в него материалы без учёта мнения самого ребёнка;

2) сбор материалов  вместо ученика, «по его поручению»;

3) формализм и соревнование при сборе материалов и другие

 

 

Условные обозначения:

ЦГБ – Центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской
ЦДБ – Центральная детская библиотека им. С.Я. Маршака
фил – – библиотеки - филиалы г. Тамбова