Мотивация к обучению:
формирование и развитие
Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения.
Устойчивый познавательный интерес учащихся – один из критериев эффективности педагогического процесса.
Главная задача школы - организовать учебную деятельность так, чтобы она максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
В пособии «Мотивация к обучению: формирование и развитие» отражена литература по проблемам формирования положительной учебной мотивации у школьников.
Список содержит аннотированные статьи из периодических изданий, а также дополнительную литературу на данную тематику.
Вся, представленная литература находится в фонде Центральной городской библиотеки им. Н. К. Крупской.
Пособие адресовано руководителям общеобразовательных учреждений, учителям, студентам.
Заева, Л. А. Творчество как способ положительной мотивации учения [Текст] / Л. А. Заева // Нач. шк. – 2009. – №9. – С. 43 – 46. (ЦГБ, ДЦБ, фил. № 7)
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека. Эффективность работы учителя подтверждается тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной активной деятельности. Неисчерпаемыми возможностями в формировании творческой личности обладают уроки развития речи. В статье рассматриваются средства создания положительной мотивации учения на этих уроках.
Каплунович, И. Я. К мотивации учения через особенности мышления [Текст] / И. Я. Каплунович, С. М. Казанина // Биология в шк. – 2004. – №6. – С. 22 – 26. (ЦГБ, ДЦБ)
Поскольку учебная деятельность опирается на интеллект и мышление школьников, автор статьи делает вывод, что при формировании мотивации учения важно учитывать индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса. В данной статье описывается одна из психологических моделей структуры мышления. Опираясь на неё, автор ищет индивидуальные особенности и возможности формирования мотивов обучения у детей на уроках биологии.
Нартова, О. Изучение и формирование мотивации учащихся [Текст] / О. Нартова // Воспитание шк. – 2008. – №3. – С. 9 – 14. (ЦГБ, ДЦБ, фил. № 2, фил. № 7-10, фил. № 12, фил. № 13, фил. № 22)
Класс состоит из учеников с разным уровнем развития потребностей и мотивов учения. Определить учебную мотивацию каждого ученика можно используя следующие методики диагностики, предлагаемые в статье:
– анкета «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам»
– методики: «Мотивы учебной деятельности», «Что вам интересно», «Диагностирование самооценки школьника в учебной деятельности», «Изучение уровня самооценки ученика»
– опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи»
Нартова, О. Изучение и формирование мотивации учащихся [Текст] / О. Нартова // Воспитание шк. – 2008. – №4. – С. 9 – 14. (ЦГБ, ДЦБ, фил. № 2, фил. № 7-10, фил. № 12, фил. № 13, фил. №22)
Помехой развитию мотивации могут служить тревожность и страх на уроках. Оценить уровень и характер тревожности, автор предлагает с помощью теста Филлипса. Далее проводится обработка и интерпретация результатов. Автор даёт рекомендации учителям по формированию мотивации.
Первова, Г. М. Формирование и развитие мотивации чтения [Текст] / Г. М. Первова // Нач. шк. – 2009. – №9. – С. 37 – 42. (ЦГБ, ДЦБ, фил. № 7)
Формирование интереса к чтению, потребности в нём – едва ли не главная задача учителя начальных классов. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы. Факторов, способствующих или сдерживающих развитие мотивации, много. Что зависит от учителя? Об этом расскажет данная статья.
Скороходова, Н. Мотивация к учению: как управлять её развитием [Текст] / Н. Скороходова // Нар. образование. – 2006. – №4. – С. 193 – 203. (ЦГБ)
Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника? Автор статьи даёт некоторые рекомендации о том, как пробудить познавательный интерес и какими способами мотивировать детей.
Хлопкова, Н. А. О проблемах мотивационной сферы учащихся [Текст] / Н. А. Хлопкова // Химия в шк. – 2007. – №10. – С. 46 – 48. (ЦГБ)
Одной из важнейших целей, стоявших перед современной школой, является развитие мотивационной сферы учащихся и независимого стиля их мышления. В этой связи в школах широко применяются элективные курсы по различным дисциплинам. В данной статье освещён опыт работы с учащимися 9-х классов в рамках элективного курса «Химия в быту», где особое внимание было уделено формированию положительной внутренней мотивации к предметным знаниям.
Широва, М. Ф. Учебный проект как средство развития познавательной активности [Текст] / М. Ф. Широва // Химия в шк. – 2008. – №2. – С. 29 – 33. (ЦГБ)
Внимание современного учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность. Это возможно при использовании новых образовательных и информационных технологий. Одна из таких технологий – метод проектов. В данной статье приводится пример проекта для учащихся 10-го класса «Проводим урок сами», основная цель которого – попробовать себя в роли учителя, самим провести урок.
Дополнительная литература
Гликман, И. З. Стимулы обучения [Текст] / И. З. Гликман // Химия в шк. – 2003. – №8. – С. 23 – 30. (ЦГБ)
Данюшенков, В. С. Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении [Текст] / В. С. Данюшенков // Педагогика. – 2008. – №5. – С. 38 – 44. (ЦГБ)
Дубовицкая, Т. К проблеме диагностики учебной мотивации [Текст] / Т. Дубовицкая // Вопр. психологии. – 2005. – №1. – С. 73 – 78. (ЦГБ)
Ершова, О. Ю. Использование приёмов развития мотивации: (на примере урока по эпохе Николая I) [Текст] / О. Ю. Ершова // Преподавание истории в шк. – 2009. – №6. – С. 19 – 21. (ЦГБ)
Журавлёв, Д. Мотивация и проблемы в обучении [Текст] / Д. Журавлёв // Нар. образование. – 2002. – №9. – С. 123 – 130. (ЦГБ)
Иоффе, А. Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в шк. – 2009. – №6. – С. 4 – 8. (ЦГБ)
Котикова, И. В. О развитии познавательной активности учащихся [Текст] / И. В. Котикова // Химия в шк. – 2010. – №3. – С. 77 – 79. (ЦГБ)
Кудрявцева, Т. Ю. Индуктор в технологии педагогической мастерской как средство мотивации [Текст] / Т. Ю. Кудрявцева // Преподавание истории в шк. – 2009. – №6. – С. 22 – 25. (ЦГБ)
Курбатов, Р. Школа, построенная на познавательном интересе ребенка: управленческие методы, педагогические приемы, конкретные модели работы учителя [Текст] / Р. Курбатов. – М., 2009. – 32 с. – (Б-чка «Первого сент.») (ЦГБ)
Лапенок, М. В. О развитии познавательного интереса учащихся [Текст] / М. В. Лапенок // Химия в шк. – 2010. – № 4. – С. 37 – 40. (ЦГБ)
Лефрансуа, Ги Мотивация и преподавание [Текст] // Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. – СПб. : прайм-Еврознак, 2005. – Гл. 11. – С. 308 – 332. (ЦГБ)
Лукьянова, М. Учебная мотивация как показатель качества образования [Текст] / М. Лукьянова // Нар. образование. – 2001. – №8. – С. 77 – 89. (ЦГБ)
Ляпина, Н. Н. Структурированная дискуссия и способы развития мотивации [Текст] / Н. Н. Ляпина // Преподавание истории в шк. – 2009. – №6. – С. 9 – 14. (ЦГБ)
Овчинникова, О. Н. Старшие подростки: мотивационная готовность к учебе и познанию. В поиске оптимальных условий [Текст] / О. Н. Овчинникова, Т. М. Чурекова // Нар. образование. – 2010. – №2. – С. 195 – 200. (ЦГБ)
Плигин, А. А. Образовательная технология целенаправленного развития познавательных стратегий школьников [Текст] / А. А. Плигин // Химия в шк. – 2008. – №1. – С. 27 – 32. (ЦГБ)
Столяренко, Л. Д. Мотивация и учебные мотивы [Текст] // Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов Н/Д : Феникс, 2006. – Гл. 4.11. – С. 167 – 176. – (Высшее образование). (ЦГБ, Н/О, фил. № 1-7, фил. № 14)
Тепишкина, Е. Ю. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е. Ю. Тепишкина // Нач. шк. – 2003. – №2. – С. 45 – 48. (ЦГБ, ДЦБ, фил. № 7)
Усова, А. В. Чтобы учение стало интересным и успешным [Текст] / А. В. Усова // Педагогика. – 2000. – №4. – С. 30 – 33. (ЦГБ)
Хон, Р. Л. Мотивация [Текст] // Педагогическая психология: принципы обучения: учеб. пособие для высшей школы / Р. Н. Хон. – М. : Академический Проект: Культура, 2005. – гл. 8. – 457 – 498. (ЦГБ, фил. № 1, фил. № 2, фил. №7)
Чутко, Н. Я. Учебная деятельность: как её видит учитель [Текст] / Н. Я. Чутко // Нач. шк. – 2006. – №1. – С. 101 – 104. (ЦГБ, ДЦБ, фил. № 7)
Шликене, Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Текст] / Т. Н. Шликене // Нач. шк. – 2008. – №9. – С. 34 – 38. (ЦГБ, ДЦБ, фил. № 7)
Эсаулова В. В. Мотивация учащихся в форме творческого зачёта: (на примере обобщающего занятия по реформам Петра I) [Текст] / В. В. Эсаулова // Преподавание истории в шк. – 2009. – №6. – С. 15 – 18. (ЦГБ)
Условные обозначения:
ЦГБ – Центральная городская библиотека им. Н. К. Крупской
ЦДБ – Центральная детская библиотека им. С. Я. Маршака
фил. – библиотеки – филиалы г. Тамбова